Информация на расширенное аппаратное совещание главы Троицкого муниципального района «Об организации работы по постинтернатному сопровождению выпускников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

25.03.2019

 

 

Информация

на расширенное аппаратное совещание главы Троицкого муниципального района

«Об организации работы по постинтернатному сопровождению выпускников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

 

 Судьбы выпускников учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения, потому как переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни является для них одним из самых критических моментов, ведь выпускникам фактически предстоит самостоятельно, впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство.

Поэтому особенно актуальной является проблема создания и развития эффективной системы постинтернатного сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации. 

Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. 

Опросы выпускников учреждений Челябинской области показали, что наиболее характерными затруднениями для них в период постинтернатной адаптации являются:

-    проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития – у 8 % молодых людей;

- трудности ориентирования в системе служб социальной поддержки – у 8 %;

 - затруднения в самостоятельной организации быта и досуга – у 10 %;

 - правовая некомпетентность – у 25 %;

  -затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства – у 49 %.

Служба постинтернатного сопровождения выпускников МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» ТМР создана в январе 2016 года. Служба сопровождения осуществляет работу по двум направлениям:  - постинтернатное сопровождение выпускников;

-  сопровождение замещающих и кровных семей.

         Подробнее остановлюсь на первом направлении – постинтернатное сопровождение выпускников.

 Постинтернатное сопровождение оказывают специалисты: социальный педагог, педагог-психолог. Штатные единицы специально выделены МСО ЧО. Приказом по учреждению о 26.01.2019  утверждено Положение об организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

 Правовой основой разработки Положения являются:

- закон Челябинской области от 22.12.2005 № 442-ЗО « О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- постановление правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

         Цель первого направления работы Службы: оказание содействия в дальнейшем самоопределении и социальной адаптации и интеграции в общество выпускников по окончании их пребывания в организациях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

         Постинтернатное сопровождение устанавливается по личному заявлению выпускника и осуществляется после заключения договора о постинтернатном сопровождении, заключенного между учреждением и выпускником. Без заключения договора осуществляется предоставление выпускнику разовых услуг, включая консультирование.

         Схема порядка установления постинтернатного сопровождения:

Основные направления деятельности Службы постинтернатного сопровождения:

-                                профилактика социального сиротства с целью предупреждения «вторичного» сиротства среди воспитанников и выпускников;

-                                проведение диагностики успешности и коррекции процесса постинтернатной адаптации выпускников;

-                               сопровождение учебной деятельности, трудоустройства и трудовой адаптации выпускника;

-                               оказание поддержки в адаптации к самостоятельному проживанию и ведению домашнего хозяйства;

-                             оказание поддержки при взаимодействии с сотрудниками военных комиссариатов, прохождении медицинских комиссий, оформлении документов, прохождении воинской службы.

     За период с 2007 – 2018г.г.  из МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» выпустилось 34 воспитанника, из них:

- обучаются в учебных заведениях – 2 выпускника;

- закончили обучение,  трудоустроены – 18 выпускников;

- служат в рядах Российской Армии – 1 выпускник;

- выпускники – инвалиды – 4;

- в отпуске по уходу за ребенком (выпускницы, ставшие мамами)-  9. 

За период существования Службы сопровождения, в 2016 – 2018 гг., выпустилось    13 молодых людей.

В течение 2016 – 2019 гг. договоры о постинтернатном сопровождении заключили 12 выпускников из 13 (1 отказ от заключения договора, в наст. время Александр Т. находится в МЛС). Снято с постинтернатного сопровождения 4 выпускника: 2 - по причине успешной реализации индивидуального плана сопровождения, 1 – в связи с замужеством, 1 – по достижении 23 лет.

На данный момент на сопровождении состоит 8 выпускников.

Занятость выпускников, находящихся на сопровождении, на сегодняшний день такова:

 

Занятость

Количество выпускников

1

Обучаются в профессиональных учебных заведениях

2

2

Официально трудоустроены

2

3

Состоят на учете в ГОБУ «Центр занятости населения г. Троицка»

2

4

Проходят воинскую службу

1

5

Находятся в декретном отпуске, по уходу за ребенком

1

6.

Не учатся и не работают

0

 

В ходе взаимодействия с выпускниками ведутся личные дела, на каждого разработаны индивидуальные планы сопровождения. В индивидуальном плане  указываются мероприятия, сроки исполнения, планируемый и полученный результат.

 Формы взаимодействия с выпускниками: индивидуальное консультирование, общение по телефону, правовое и профориентационное  консультирование, оказание психологической помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение выпускников и др. 

Проводится постоянный мониторинг результатов работы, итоги работы в 2016 – 1 квартал 2019 гг. можно представить следующим образом:

- количество обращений выпускников в Службу за получением услуг - 345;

-количество индивидуальных консультаций со специалистами, родственниками и т.д. - 315;

- количество индивидуальных консультаций с выпускниками - 340 ;

- количество сопровождений в учреждения, организации (учебные заведения, медицинские учреждения, служба занятости, юридическая консультация, УСЗН- 12 и др.) - 120;

- количество посещений по месту жительства - 240.

    В первый год после окончания воспитанниками МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» специалистами Службы сопровождения налаживается тесный контакт с техникумами, в которых обучаются выпускники. В последние годы осуществляется сотрудничество с ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова»,  ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»  и  ГБПОУ «Троицкий технологический техникум».

   В ГБПОУ «Троицкий технологический техникум» обучается выпускница 2017 года Анна К. Анна была очень сложным подростком, состояла на учете в КДН, за совершенное правонарушение не6корое время пребывала в специализированном учреждении для несовершеннолетних. Сегодня девушка вполне успешно осваивает учебные дисциплины в техникуме, находится в постоянном контакте со специалистами Службы сопровождения. Специалисты Службы посещают выпускницу в общежитии, регулярно беседуют с мастерами, педагогами. Ведётся контроль за посещаемостью занятий, порядком в комнате общежития. За 2018 -2019 гг. организовано 50 выездов в учебное заведение для оказания помощи социальной и психологической направленности выпускнице Центра помощи. Оказывается консультативная помощь по периодически возникшим проблемам.

Выпускники всегда имеют возможность навестить своих друзей в МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», посоветоваться с воспитателями, обратиться за помощью к администрации в решении бытовых проблем, оформлении документов.

 

В отчетном периоде 2 выпускника получили жилое помещения (Дарья М., 2018 г. (ГРЭС), Андрей С., 2018 г. (Ясные Поляны).  Специалисты Службы оказывали содействие в подготовке квартиры для заселения. Проводилось обследование вновь полученного жилья, оказывалась помощь в заполнении форм, бланков, оформлении необходимых документов, регистрации, смены лицевых счетов для осуществления оплаты услуг ЖКХ. Предварительно проводилась подготовка выпускников к самостоятельной жизни: беседы по рациональному использованию денежных средств, по сохранности имущества, необходимости своевременной оплаты счетов за жилищно-коммунальные услуги, осуществлялось знакомство с правилами проживания в многоквартирном доме.  

 Оказано содействие, по вселению в муниципальное жилье, по договору Шумаковой Ирине, выпускнице 2018 г.

В 2018 году в учреждении  разработана программа постинтернатного сопровождения выпускников «Навстречу взрослой жизни». 

Программа направлена на создание условий для социальной, психологической и образовательной поддержки выпускников в период их адаптации к новым условиям самостоятельной жизни. Программа охватывает два этапа постинтернатного сопровождения выпускников (подготовительный – 1 год до выпуска из детского дома и основной – после выпуска из Центра).

 В 2018 году в рамках реализации первого (подготовительного) блока программы проведены 4 встречи со старшими воспитанниками МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», а также мероприятия: организационно-коммуникативная игра «Имею право!», практикум «Планирование семейного бюджета» и др., которые позволили воспитанникам освоить технику принятия решений и ответственности за свои поступки и свою жизнь после выпуска из Центра.

В 2019 году вступают во взрослую жизнь (достигают совершеннолетия) 2 воспитанника: один обучается в ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова» (специальность «штукатур»),  срок обучения с 2018 по 2020 г.г.; второй - в МБОУ «Новомирская СОШ», в  11 классе.

Для воспитанников предвыпускного возраста и выпускников ведется индивидуальная работа по вопросам выбора учебного заведения, профессии с учетом индивидуальных особенностей, возможностей, желаний. Так, в марте текущего для выпускника Новомирской школы этого года Евгений П. проведена профессиональная диагностика.

С воспитанниками и выпускниками, поступившими на первый курс профессиональных образовательных учреждений ведется работа по оказанию поддержки в адаптации к новым условиям жизни, обучения, новому учебному коллективу, повышению учебной мотивации.

       Отсутствие у выпускников достаточных знаний законодательства РФ, затрагивающего детей-сирот, в частности, в сфере пенсионных начислений по инвалидности, неспособность самостоятельно продлить себе пенсию, может лишить их единственного источника к существованию. Поэтому специалистами Службы сопровождения оказывается содействие в продлении или оформлении инвалидности. Так,  выпускнице 2018 года Виктории Н. оказана помощь в сборе документов на оформление пенсии по инвалидности; в настоящее время проводится работа по оказанию помощи выпускнице 2018 года Ирине Ш. по сбору документов на продление инвалидности.

Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник Центра, условия проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.

Неработающим выпускникам специалистами учреждения создаются условия для активизации личного участия выпускника в своём трудоустройстве:

- индивидуальные и групповые беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда;

- сотрудничество службы с Центром занятости населения (помощь в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице; в 2018 г оказана помощь 3 выпускникам).

    Вторым направлением Службы является сопровождение замещающих и кровных семей.

Цель данного направления - психолого-педагогическая и социально -педагогическая поддержка семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время осуществется сопровождение 50 функционирующих замещающих семей (73 ребенка) и 3 кровных семей, в которые дети возвращены после временного пребывания в Центре в связи с ТЖС  (7 детей).

Работа в данном направлении проводится в виде:

- посещения семей на дому (семьи посещаются 1 раз в квартал, амсемьи группы риска, а также находящиеся в кризисной ситуации в связи с нарушением детско-родительских отношений (их 11), патронируются 1 раз в месяц);

- проведения социально – психолого - педагогических консультаций, профилактических бесед с детьми, родителями, кровными родственниками (устно и письменно) (119 консультаций и бесед в течение 2018 года).

В помощь замещающим родителям разработан печатный информационный материал: рекомендации, буклеты, брошюры.

Работа с замещающими семьями ведется на двух уровнях. На базовом уровне сопровождения состоят семьи, имеющие значительные  ресурсы для решения собственных трудностей. 1 раз в квартал осуществляется социальный патронаж, а также психолого-педагогическая диагностика семейного микроклимата и мониторинг развития ребенка. В основном данным семьям оказывается консультативная помощь по запросу, а также ведется просветительская и профилактическая работа в рамках повышения психолого-педагогической грамотности родителей.

С семьями, состоящими на кризисном уровне сопровождения, организуется так называемая работа со случаем. После проведенной диагностической работы, составляется индивидуальная программа сопровождения, в которой отражаются запланированные мероприятия. В зависимости от выявленной проблемы семьи, организуется консультативная помощь, коррекционная работа с ребенком либо с семьей в целом, а также оказываются посреднические услуги по необходимости.

За период работы Службы проблематика, с которой обратились семьи, следующая:

- проблемное поведение ребенка – непослушание, воровство – 40 % случаев; - семейные конфликты – 60 % случаев.

В работе Службы немало примеров эффективного решения проблем замещающих семей.

Так, совсем недавно замещающая семья Николая Ивановича Ю. обратилась в службу сопровождения со следующими проблемами: проблемы в поведении у ребенка, конфликты с опекуном. В данной ситуации была проведена диагностическая работа семьей. Отдельно с ребенком проведено кризисное консультирование для решения проблемной ситуации. После этого состоялось семейное консультирование с использованием элементов кинотерапии, родителям были даны рекомендации. В результате ситуация была разрешена положительно, ребенок остался в семье.

С каждой семьей заключается договор о сопровождении, формируется личное дело семьи, составляется индивидуальная программа сопровождения.

Осенью 2018 года на базе Центра создан Клуб замещающих семей. Заседания проводятся 1 раз в квартал. Проведено 3 заседания, последнее – в минувшую субботу.

В октябре проведен 1й районный слет замещающих семей.

В своей деятельности специалисты Службы руководствуются федеральными, региональными, муниципальными и локальными нормативно-правовыми документами. Эффективно используются возможности компьютерных технологий.

    Информирование о деятельности Службы постинтернатного сопровождения осуществляется посредством размещения соответствующих материалов на официальном сайте учреждения, раздачей информационных буклетов на рабочих встречах специалистов с выпускниками, родителями.

Таким образом,  работа Службы постинтернатного сопровождения только набирает обороты, но уже имеются случаи реальной помощи выпускникам. Однако предстоит серьезная работа по развитию и укреплению Службы; необходимо изучать и перенимать положительных опыт работы других территорий, разработать комплексную программу сопровождения замещающих семей.

 

 

Предложения для записи в контрольный лист поручений:

 

1.     Управлению социальной защиты населения, Центру помощи детям:

 

-активизировать работу по профилактике социального сиротства с целью предупреждения «вторичного» сиротства среди воспитанников и выпускников Центра помощи детям;  срок – постоянно;

 

- изучать и внедрять положительный опыт работы служб сопровождения других территорий;  срок – постоянно;

 

- развивать новые формы и технологии деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников учреждения; срок – постоянно;

 

- разработать программу сопровождения замещающих семей; срок – 2 квартал 2019 года;

 

-активизировать работу по возвращению детей, чьи родители лишены родительских прав, в кровную семью; срок – постоянно;

 

- продолжить  работу по сокращению банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей; срок – постоянно.

 

 

 

               Начальник Управления социальной защиты населения                   В.А. Новикова

 

 

 

 

 

 


дата создания: 25.03.2019 16:25, дата последнего изменения: 25.03.2019 16:28